Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Профессиональный стандартПриказ
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18.10.2013 №544н
Об утверждении
профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
( воспитатель, учитель)»
Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр М.А. Топилин
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
I. Общие сведения
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОБЩЕННЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ
ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ:
Наименование: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Возможные наименования должностей: учитель, воспитатель.
Требования к образованию и обучению
|
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
|
Требования к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не предъявляются
|
Особые условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
|
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ:
Наименование: общепедагогическая функция. Обучение.
|
Трудовые действия
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
Планирование и проведение учебных занятий;
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
Формирование универсальных учебных действий;
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
Формирование мотивации к обучению;
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
|
Необходимые умения
|
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
|
Необходимые знания
|
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету;
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
Конвенция о правах ребенка;
Трудовое законодательство;
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
|
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ:
Наименование: Воспитательная деятельность.
|
Трудовые действия
|
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
|
Необходимые умения
|
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
|
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ:
Наименование: Развивающая деятельность.
|
Трудовые действия
|
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
Оказание адресной помощи обучающимся;
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
|
Необходимые умения
|
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик;
Формировать детско-взрослые сообщества.
|
Необходимые знания
|
Педагогические закономерности организации образовательного процесса;
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
|
ОБОБЩАЮЩАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ
Наименование: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ.
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
|
Требования к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
|
Особые условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
|
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ
Наименование: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
|
Трудовые действия
|
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями |
Календарь |
---|
« Январь 2021 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Copyright MyCorp © 2021 |
uCoz |
|